Основы государственной политики в области промышленной безопасности

Промышленное производство, с одной стороны, обеспечивает экономическое развитие государства и жизнедеятельность общества, с другой – является источником потенциальной опасности. От состояния промышленной безопасности зависит не только обеспечение общества и государства всеми видами ресурсов и продукцией, но и непосредственно жизнь и здоровье граждан, поддержание благоприятных условий их жизнедеятельности, сохранение окружающей среды.

Промышленные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, а также иные объекты, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности к категории опасных производственных объектов, представляют особую угрозу при эксплуатации.

В государственном реестре опасных производственных объектов зарегистрировано более 170 тыс. объектов, из них:

  • 2 тыс. объектов чрезвычайно высокой опасности (I класс опасности);
  • более 7,5 тыс. объектов высокой опасности (II класс опасности);
  • более 90 тыс. объектов средней опасности (III класс опасности);
  • 71 тыс. объектов низкой опасности (IV класс опасности).

Сравнительный анализ показателей аварийности и случаев смертельного травматизма на опасных производственных объектах за период с 2005 по 2017 год свидетельствует об общей тенденции повышения уровня безопасности на таких объектах. Так, за указанный период общее количество аварий на них снизилось с 235 до 159 (на 32 процента), количество несчастных случаев со смертельным исходом – с 404 до 158 (на 61 процент).

Вместе с тем 60 – 70 процентов оборудования, применяемого на опасных производственных объектах, отработало нормативные сроки службы. При таких условиях социально-экономический ущерб от аварий может оцениваться в 600 – 700 млрд. рублей в год, что негативно скажется на экономической стабильности Российской Федерации.

Основными источниками опасности, причинами повышения аварийности на промышленных объектах являются низкое качество проектных и технических решений, критический уровень износа основных производственных фондов, некачественное или несвоевременное выполнение работ по обслуживанию и ремонту технических устройств, применяемых на таких объектах, контрафактные или не соответствующие техническим требованиям используемые комплектующие, запасные части и материалы, низкие квалификация персонала, технологическая и трудовая дисциплина, отсутствие эффективных стимулов для обновления основных производственных фондов.

Усиливающееся негативное воздействие техногенных факторов на население, производственную и социальную инфраструктуру, окружающую среду, увеличение риска возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций (в том числе вследствие террористических актов) представляют возрастающую угрозу для жизнедеятельности человека, национальной безопасности, социально-экономического развития Российской Федерации.

В случае развития ситуации в области промышленной безопасности по негативному сценарию (отказ от принятия мер по обновлению материально-технической базы и внедрению современных безопасных технологий производства) возрастет количество аварий на промышленных объектах, организационно-технические мероприятия, направленные на повышение противоаварийной устойчивости таких объектов, окажутся недостаточными для оперативного обнаружения признаков аварийной ситуации и своевременного оповещения персонала, а условия, необходимые для быстрой локализации аварий на ранней стадии их развития, не будут созданы.

Необходимость повышения уровня промышленной безопасности обусловлена следующими факторами:

  • увеличение количества промышленных объектов, технические и технологические ресурсы которых близки к предельным или полностью исчерпаны;
  • рост непроизводительных затрат, связанных как с причинением вреда в результате аварий, так и с существованием неоправданных административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности в области промышленной безопасности;
  • низкий уровень профессиональной подготовки административно-управленческого, технического и обслуживающего персонала, что ведет к росту нарушений требований промышленной безопасности;
  • несоблюдение технических и технологических норм при производстве оборудования и других технических устройств, а также требований и условий, предусмотренных технической документацией, при проектировании, строительстве, эксплуатации, капитальном ремонте, реконструкции, консервации или ликвидации промышленных объектов.

В сложившейся ситуации требуются разработка и реализация эффективной государственной политики в области промышленной безопасности, направленной на последовательное снижение риска возникновения аварий на промышленных объектах, а также на совершенствование методов государственного регулирования в данной области, в том числе на снижение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности.

В настоящее время осуществляется внедрение новой модели государственного регулирования в области промышленной безопасности с учетом степени риска возникновения аварий и масштаба их возможных последствий, что позволит сократить количество мероприятий по контролю, заменить отдельные государственные механизмы регулирования на рыночные, устранить ряд избыточных административных барьеров при осуществлении инвестиционной и производственной деятельности.

Цели, принципы и приоритетные направления государственной политики в области промышленной безопасности

Целями государственной политики в области промышленной безопасности являются предупреждение аварий и инцидентов на промышленных объектах, решение правовых, экономических и социальных задач, направленных на обеспечение роста промышленного производства, реализация конституционных прав граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, на благоприятную окружающую среду, и укрепление правопорядка в области промышленной безопасности.

Принципами государственной политики в области промышленной безопасности являются:

  • соблюдение законодательства Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации в области промышленной безопасности;
  • соответствие задач и мер государственного регулирования в области промышленной безопасности уровню потенциальной опасности аварий на промышленных объектах для жизненно важных интересов личности и общества;
  • сосредоточение усилий и ресурсов участников обеспечения промышленной безопасности на основных направлениях ее укрепления;
  • обеспечение единства подходов при установлении требований промышленной безопасности и осуществлении контроля (надзора) за их соблюдением на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права;
  • соблюдение баланса общественных и частных интересов при установлении требований промышленной безопасности и осуществлении государственного контроля (надзора) за их соблюдением;
  • минимизация влияния человеческого фактора на технологические процессы на промышленных объектах;
  • снижение технологической или иной зависимости от иностранных государств при обеспечении промышленной безопасности;
  • внедрение в приоритетном порядке ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий, модернизация производства, обновление основных производственных фондов;
  • внедрение научно-технических достижений и передового опыта в целях обеспечения промышленной безопасности;
  • неотвратимость ответственности эксплуатирующих организаций и их должностных лиц за невыполнение требований промышленной безопасности и за вред, причиненный гражданам и окружающей среде в результате аварий на промышленных объектах, а также возмещение такого вреда в полном объеме;
  • обеспечение доступности для населения информации в области промышленной безопасности.

Механизмом реализации принятых «Основ государственной политики Российской Федерации в области промышленной безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу» является издание нормативно-правовых актов РФ, разработка государственных (в том числе межведомственных) и муниципальных программ, направленных на реализацию основных задач государственной политики в области промышленной безопасности.

Приоритетными направлениями государственной политики в области промышленной безопасности являются:

  • совершенствование нормативно-правового регулирования и государственного управления в области промышленной безопасности;
  • разработка и внедрение единых критериев оценки рисков аварий на промышленных объектах и категорирования таких объектов;
  • усиление защиты промышленных объектов от угроз техногенного и природного характера, а также от террористических угроз;
  • обеспечение комплексной защиты и противоаварийной устойчивости промышленных объектов и их инфраструктуры;
  • повышение эффективности федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, использование новых принципов при осуществлении мероприятий по контролю в области промышленной безопасности;
  • сокращение количества бесхозяйных промышленных объектов;
  • эффективное кадровое обеспечение деятельности в области промышленной безопасности;
  • развитие культуры промышленной безопасности, осознание личной ответственности за состояние промышленной безопасности и формирование нетерпимого отношения к нарушениям требований промышленной безопасности;
  • урегулирование вопросов в области промышленной безопасности на территориях (объектах), над которыми юрисдикция Российской Федерации в этой области не осуществляется;
  • развитие международного сотрудничества в области промышленной безопасности.

Основные задачи государственной политики в области промышленной безопасности

Основными задачами государственной политики в области промышленной безопасности являются:

  • обеспечение актуализации требований промышленной безопасности с учетом развития технологий, применяемых на промышленных объектах;
  • формирование механизмов научно-технической и методологической поддержки государственного регулирования в области промышленной безопасности, обеспечивающих решение задач прогнозирования рисков возникновения аварий, научно-техническое обоснование разработки (актуализации) требований к безопасности технологических процессов, внедрение инновационных технологий обеспечения промышленной безопасности;
  • сближение требований промышленной безопасности в рамках Евразийского экономического союза и межгосударственных объединений, формируемых при участии Российской Федерации;
  • внедрение риск-ориентированного подхода при организации федерального государственного контроля (надзора) в области промышленной безопасности;
  • разработка нормативно-правовой базы в части, касающейся создания и внедрения системы государственного дистанционного мониторинга состояния промышленной безопасности, предусматривающей автоматизированный сбор, фиксацию, обобщение, систематизацию и оценку информации о значениях параметров технологических процессов на промышленных объектах в целях определения состояния промышленной безопасности;
  • отмена устаревших, избыточных и дублирующих требований промышленной безопасности;
  • совершенствование нормативно-правового и методического обеспечения экспертизы промышленной безопасности, повышение уровня независимости экспертов и экспертных организаций от заказчиков такой экспертизы;
  • обеспечение эффективной научно-технической поддержки деятельности уполномоченных органов в области промышленной безопасности;
  • совершенствование системы повышения квалификации работников органов государственного контроля (надзора) и работников организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности;
  • совершенствование требований к программам подготовки, к аттестации и проверке знаний руководителей и специалистов эксплуатирующих организаций и организаций, осуществляющих обслуживание промышленных объектов;
  • развитие методов анализа и оценки рисков возникновения аварий на промышленных объектах;
  • развитие и внедрение информационных технологий, позволяющих осуществлять взаимодействие с эксплуатирующими организациями, оптимизировать процесс получения, хранения и анализа информации о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности, о системах управления промышленной безопасностью, об авариях и инцидентах на промышленных объектах;
  • повышение роли института обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на таком объекте;
  • совершенствование механизмов компенсации затрат, связанных с локализацией аварий и ликвидацией их последствий, за счет осуществления добровольного страхования в сочетании с формированием резерва финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий и чрезвычайных ситуаций на промышленных объектах;
  • совершенствование механизмов установления охранных зон промышленных объектов и обеспечения соблюдения особых условий использования таких зон;
  • разработка комплекса мер по перебазированию из густонаселенных районов Российской Федерации или ликвидации промышленных объектов, функционирование которых создает угрозу жизнедеятельности человека, социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации;
  • совершенствование правовых механизмов ответственности за нарушение требований промышленной безопасности, а также формирование механизмов стимулирования деятельности по повышению ее уровня;
  • развитие системы профилактики нарушений требований промышленной безопасности;
  • реализация международных договоров Российской Федерации в области промышленной безопасности;
  • развитие сотрудничества Российской Федерации с международными организациями и объединениями, занимающимися вопросами обеспечения и регулирования промышленной безопасности;
  • углубление сотрудничества с национальными органами иностранных государств, осуществляющими регулирование в области промышленной безопасности, иностранными научными и международными организациями в целях повышения уровня промышленной безопасности, сближения подходов к обеспечению и регулированию промышленной безопасности, а также оперативного и постоянного обмена информацией об авариях на промышленных объектах, последствия которых могут носить трансграничный характер;
  • оказание содействия иностранным государствам, использующим или намеревающимся использовать российские промышленные технологии, в становлении и развитии национальных систем регулирования в области промышленной безопасности;
  • повышение уровня информированности населения о состоянии промышленной безопасности;
  • развитие инструментов технического регулирования, внедрение в операционный менеджмент эксплуатирующих организаций стандартов управления рисками;
  • внедрение эффективных механизмов, препятствующих проявлениям коррупции в системе обеспечения промышленной безопасности.

Результатами реализации Основ должны стать обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий и инцидентов на промышленных объектах, а также укрепление правопорядка в области промышленной безопасности.

Инструментами реализации Основ являются:

  • осуществление мониторинга состояния промышленной безопасности;
  • нормативно-правовое регулирование в области промышленной безопасности;
  • реализация государственных программ Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных программ, предусматривающих мероприятия, направленные на решение задач в области промышленной безопасности;
  • участие федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и эксплуатирующих организаций в соответствии с их компетенцией в организации и проведении мероприятий в области промышленной безопасности;
  • внедрение мер стимулирования деятельности в области промышленной безопасности;
  • выполнение плана мероприятий по реализации Основ, утверждаемого Правительством Российской Федерации;
  • осуществление федерального государственного надзора в области промышленной безопасности уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Механизмами оперативного реагирования на угрозы и кризисные ситуации в области промышленной безопасности являются:

  • выполнение планов мероприятий по локализации аварий на промышленных объектах и ликвидации их последствий;
  • расследование несчастных случаев на промышленных объектах;
  • проведение технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения.

Эффективность реализации государственной политики в области промышленной безопасности оценивается по следующим показателям:

  • снижение количества аварий на промышленных объектах;
  • снижение количества случаев со смертельным исходом в результате аварий на промышленных объектах;
  • снижение количества травмированных в результате аварий на промышленных объектах;
  • снижение административной нагрузки на организации, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности.

Сбор, обобщение и анализ информации о достижении показателей эффективности реализации государственной политики в области промышленной безопасности обеспечивает Ростехнадзор, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики в области промышленной безопасности.

Количественные значения показателей эффективности реализации государственной политики в области промышленной безопасности и порядок их определения на соответствующий год разрабатываются и утверждаются Правительством РФ.

Ссылка на источник

Комментарии

    19